Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русских народных традиций»

Время движется вперед, набирая темп, ставя перед нами новые цели и задачи. На многие вещи мы начинаем смотреть по-иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки, как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Без прошлого нет будущего.

В нашей группе "Солнышко" мы организовали кружок "Бабушкино лукошко". Почему мы решили работать над проблемой приобщения детей к истокам русских народных традиций? Потому что, без прошлого нет будущего. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности.

.

Работая над этой проблемой, мы поставили перед собой:

цель: формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Я считаю, что окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными.

Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

В нашем учреждении мы оборудовали уголок «крестьянского быта», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность. Это помогает детям понять, что они – часть великого русского народа.

Наши дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх используют предметы народного быта, играют в дидактические народные игры, обрядовые и сюжетно-ролевые, рассматривают иллюстрации, музицируют на народных музыкальных инструментах, рисуют, лепят, занимаются различными видами народно-прикладного искусства.

Праздники существовали всегда, во все времена.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Я считаю, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Мы проводим такие праздники и развлечения, как «Масленица», «Святки», «Рождество»; новогодние утренники, веселые спартакиады, день защитников Отечества, фольклорный праздник «Встреча весны», осенняя ярмарка и другие. Обогащается музыкальный опыт детей. Они с удовольствием поют, знакомятся с танцевальными элементами.

Особое удовольствие доставляет детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках, барабанах, свистульках.

Мы читаем и рассказываем детям русские народные сказки, потешки, пословицы, поговорки, приметы, знакомим с народным фольклором.

Фольклор мы используем во всех режимных моментах, например, на утренней гимнастике, при умывании, после сна, обязательно на занятиях используем пальчиковые игры и т. д.

Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Ребята с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием.

Хочется сказать несколько слов о народных играх. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Дети с удовольствием играют в "Горелки", "Ручеек", "Лапту".Любят веселые считалки, которые иногда состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

Таким образом, игра занимает в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, осуществлять их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Комментарии